Новости и материалы

6 октября 2011

Роскликом пера

Визировать документы теперь можно по Интернету

При желании каждый россиянин может завести себе электронную подпись. И ставить личную визу на документах не только от руки, но и с помощью современных технологий. Такое право и возможность дает нам закон об электронной подписи, который сегодня вступает в силу.

Электронная подпись представляет собой зашифрованную информацию в виде файла. Сегодня эта новинка существует в основном в коммерческих компаниях. В перспективе "новая виза" будет ходить в министерствах и ведомствах, куда граждане обращаются за госуслугами по Интернету, в муниципалитетах.

Отвечая на вопрос, касается ли закон об электронной подписи официальных документов федеральной власти, директор центра ИТ-исследований и экспертизы Михаил Брауде-Золотарев, принимавший участие в обсуждении документа, сказал, что здесь еще много лет будет действовать существующий порядок подписания, опубликования и вступления в силу нормативных актов.

Для изменения процедуры вступления в силу официальных документов необходимо многое поменять, в том числе регламенты. В рамках госуслуг внедряться электронная подпись будет постепенно. Например, в Москве, сообщили в Минкомсвязи, с мая этого года. И с июля - еще в 80 регионах.

Но за такую подпись придется заплатить. В Минкомсвязи полагают, что ее стоимость должна определяться ценой электронного носителя, допустим, пластиковой картой. Правда, в законе это не прописано. Все это будет определяться подзаконными актами. Кстати, когда готовился закон, были предложения сделать электронную подпись бесплатной. Но эксперты сочли это нецелесообразным.

По мнению Брауде-Золотарева, если доступ удостоверяющих центров и поставщиков криптософта на рынок не будет дискриминационным, то стоимость создания подписи и ее годового обслуживания вряд ли обойдется гражданам дороже тысячи рублей.

Эксперт объясняет обязательность платности тем, что для обеспечения информационной безопасности, техобслуживания подписи необходимы средства. И если выдавать ее за счет бюджета, расходы будут внушительными. По некоторым оценкам, речь может идти о сотнях тысяч человек, которые могут быть заинтересованы в удаленном получении государственных и муниципальных услуг.

Для организаций цифровая подпись, скорее всего, будет стоить больше, так как тарифы могут варьироваться в зависимости от получаемых услуг, носителя, сферы применения и защиты подписи. В любом случае Михаил Брауде-Золотарев выступает за формирование стоимости за обслуживание цифровой подписи по законам рынка. По его мнению, регулирование цен или дотирование расходов, как правило, порождают коррупционные риски и в конечном счете ведут к снижению доступности тех или иных услуг. Конкурентный свободный рынок "на круг" оказывается для граждан намного выгоднее.

В Минкомсвязи считают, что цифровая подпись позволит развивать электронное правительство: увеличить количество и сложность госуслуг уже на существующем едином портале. Но для того чтобы закон об электронной подписи дал максимальный эффект, говорит Брауде-Золотарев, государство должно способствовать формированию конкурентного рынка услуг и товаров, связанных с использованием электронной подписи.

Например, сегодня, говорит эксперт, назрела необходимость либерализации условий деятельности удостоверяющих центров, фирм, занимающихся созданием и поставкой криптографического оборудования и соответствующего программного обеспечения.

Рынок, по мнению Брауде-Золотарева, зарегулирован и искусственно сегментирован. Например, в России пока так и нет единого домена цифрового доверия - всероссийского пространства признания законно выданных сертификатов цифровой подписи. Препятствием может стать низкая доступность и временами не слишком высокое качество программного обеспечения.

Закон создает условия для решения этих проблем. В нем четко прописана ответственность тех, кто выдает подписи: удостоверяющих центров и тех, кто ею пользуется. Есть даже категории видов электронной подписи в зависимости от степени важности информации.

Удостоверяющие центры будут получать аккредитацию от уполномоченного органа, скорее всего, им будет Минкомсвязь или подчиненные службы. В обязанности ведомства будет входить и осуществление контроля за их деятельностью.

Игорь Соловьев, начальник управления информатизации и связи Высшего Арбитражного суда России:

- Электронная цифровая подпись не отменяет институт официальных публикаций нормативных документов, а, я бы сказал, дополняет его. Напомню, что любые нормативные акты вступают в силу только после официальной публикации. Закон устанавливает список изданий, которые являются официальными публикаторами, в числе которых - "Российская газета".

Конституция России указывает на официальное опубликование как на условие применения законов. Не опубликованные в установленном порядке акты не влекут правовых последствий, поскольку считаются не вступившими в силу.

Но законы должны быть доступны для ознакомления в постоянном режиме, и здесь удобней иметь дело с электронными источниками. Особенно - в условиях постоянного меняющегося законодательства. Некоторые тома с кодексами становятся устаревшими едва ли не сразу после выхода из типографии.

Решить проблему может размещение нормативных актов в Интернете. А электронная подпись позволит убедиться в подлинности документа, что в него не вносились никакие изменения посторонними пользователями.

Кстати, подобные же проблемы возникают и в ходе судопроизводства. Допустим, заявители представили в электронной форме документ с отказом от претензий. Судьи часто спрашивают, а как проверить, что именно заявители написали документ? Ведь в нем содержатся юридические значимые вещи, здесь важна 100-процентная уверенность, что документ подписан именно этим лицом и не был потом изменен. Цифровая подпись дает такую гарантию.

В силу экономических причин невозможно перейти исключительно на обнародование нормативных актов в электронной форме. Бумажные и электронные версии должны дополнять друг  друга.

Практика

Как рассказали в Федеральной нотариальной палате (ФНП), сегодня в нотариате создан удостоверяющий центр, который, как планируется, до конца года выдаст электронные ключи практически всем нотариусам.

Уже сформировано пространство электронного доверия с Федеральной налоговой службой и бюро кредитных историй Центробанка. В порядке эксперимента устанавливаются подобные каналы с Росреестром и Федеральной миграционной службой. Работа строится так: нотариус посылает в электронной форме запрос и получает в ответ юридически значимый документ.

По словам руководителей нотариальной палаты, в будущем нотариус сможет со своего рабочего места и запросить документы, переслать доверенность, удостоверить, подтвердить и тому подобное. В перспективе, как планируется, станет возможным и оформление квартиры через нотариуса в режиме буквально онлайн: такие планы также прорабатываются. Информационные технологии ускорят и оформление наследственных дел. Все это, как обещают нотариусы, в первую очередь защитит граждан от подделок и махинаций.

А с апреля пять московских нотариусов в порядке эксперимента получили возможность с помощью электронно-цифровой подписи не только получать информацию из Единого государственного реестра юридических лиц, но и отправлять официальные заявления для регистрации компаний. Если дело пойдет хорошо, палата планирует распространить опыт повсеместно.

Цитировать